Резонаторы голоса. Грудной резонатор? Резонаторы голоса Что такое резонаторы голоса

К голосовому аппарату относят резонаторы . Что же это такое – «резонаторы голоса»? Резонатор – часть голосового аппарата, который усиливает звук. Если бы не было резонаторов, то мы бы не слышали друг друга.
Певческий звук появляется в том момент, когда воздух, выдыхаемый из легких, прорывается через закрытую голосовую щель, и связки начинают колебаться.

Резонаторы головные и грудные


Звуки, которые издают голосовые связки можно сравнить с камертоном. После удара камертон подносят к уху, чтобы услышать, так как камертон звучит очень тихо. Но если к камертону поднести резонатор, например, стеклянную банку, то звук усилится. Этот пример можно перенести на звучание голоса: связки – камертон, а в роли резонаторов выступают голова и грудная клетка.

Если говорить о человеческом голосе как инструменте, то резонаторы – это полости, окруженные костными границами. Над гортанью находятся полости глотки, рта, носа. В этих полостях происходит резонанс, то есть звук, который появляется в гортани и исходит от голосовых связок, усиливается.

Полости глотки, рта, носа являются как бы продолжением гортани и называются «надставной трубкой». Это так называемые верхние (головные) резонаторы.
Те резонаторы, которые находятся ниже гортани – в грудной клетке — трахея, бронхи — нижние резонаторы (грудные) .

Начинающему исполнителю необходимо понимание о природе возникновения и образования звука. Но для понимания нужны знания. Преподаватели вокала должны объяснять эти моменты учащимся. А чтобы объяснить, следует самому иметь представление о процессах формирования звука. Можно долго и безрезультатно требовать от ученика поднять верхнее нёбо при пении. А можно самому разобраться в том, что приподнять можно только, и расположено оно дальше, чем твердое нёбо. Почему «мягкое»? Да потому, что на ощупь оно, действительно, мягкое. И оно может принять форму зевка. А твердое нёбо – это кость. И говори, не говори, все равно не приподнимется. И это все нужно объяснять начинающему вокалисту. Объяснять, что от природы может быть очень красивый голос, богатый тембр. Но есть понятие «школа», «вокальная школа». Есть определенные правила, которые нужно знать начинающему вокалисту. И в частности, знать о резонаторах. И не только знать, но уметь ими пользоваться.

Регистры

Резонаторы не только усиливают звук, но и придают голосу определенную окраску – тембр, благодаря чему голоса отличаются друг от друга.
Верхняя часть диапазона нашего голоса связана с использованием головных резонаторов. Благодаря головному резонатору звук становится более полетным и звонким. Нижняя часть диапазона голоса связана с использованием грудных резонаторов, благодаря которым звучание становится более объемным и компактным. В средней части диапазона смешиваются свойства и головного, и грудного резонатора – это средний резонатор.

Регистр — это часть диапазона голоса, звуки которого формируются определенным способом и имеют однородную окраску. А диапазон голоса – это объем звуков от самого нижнего до самого верхнего звука, которые поет исполнитель. Название регистра соответствует резонаторам, которым пользуется певец при пении определенной части диапазона. При пении высоких звуков используются головные резонаторы, и поэтому эта часть диапазона называются головным регистром. Низкие звуки диапазона поются с помощью грудного резонатора, и называются нижним, или грудным регистром. При пении средних звуков диапазона используются одновременно и головные, и грудные резонаторы и происходит смешивание. Это – средний, или смешанный регистр, или, как еще говорят, «микстовый» (у женских голосов).

Формирование звука

Звук зарождается в гортани, но формируется в резонаторных полостях благодаря форме ротоглоточного канала и резонированию глотки и ротовой полости. То есть, чтобы появившийся звук превратился в различные гласные, которые мы сможем различить на слух, резонирующие полости должны принять определенную форму, соответствующую каждому гласному.
Носовая полость не меняется по форме, и резонанс, то есть усиление звука, по этой причине тоже не меняется. Если направлять струю воздуха при пении в полости носа, то звук приобретет гнусавость. Вот откуда появилось выражение «петь в нос».
Положение полостей рта и глотки можно поменять с помощью артикуляционного аппарата – языка, мягкого нёба, губ. Поэтому резонанс полости рта и глотки можно поменять.

Положение гортани не должно меняться при смене регистра. Гортань должна быть свободной, без напряжения. При соблюдении этого правила звучание голоса в любом диапазоне будет сбалансированным, а не пестрым и разношерстным.
Для выработки головного резонирования помогают сонорные согласные – л, м, н, р и гласные звуки – и, е, у, а также гласный э в сочетании с сонорными н, р, м – нэ, мэ, рэ.

Работа резонаторов

Резонаторами нужно уметь пользоваться. Как же проверить правильную работу резонаторов? Если использовать грудные резонаторы, то вибрирует грудная полость. Ощутить вибрацию можно положив руку на грудную клетку. При использовании головного резонатора вибрирует переносица. Можно прикоснуться к переносице и ощутить ее вибрации.

Это физические ощущения. Но вокалист должен развивать еще и образное мышление. Рассмотрим несколько примеров. Мы уже знаем, что
голос появляется в гортани, однако ощущаться в гортани он не должен, так как в этом случае звук будет зажатый, горловой. Нужно представлять, что звук зарождается в груди, а затем уже выходит наружу. При пении высоких звуков должно быть ощущение легкости и полетности. Представлять, что звук проникает сквозь мягкое нёбо и вырывается из темени и задней части головы – это головной голос. При пении средних звуков представлять, что звук вылетает изо лба, а звуки низкие – вылетают изо рта. Исполнитель определяет точку необходимого резонатора и мысленно направляет в нее звук. В этой точке звук образно собирается в пучок, в конус.

Но это все – образные ощущения исполнителя.

Использование резонаторов

Навык правильного использования резонаторов приходит с опытом, когда исполнитель разовьет свой слух и научится контролировать пение.
Умение пользоваться резонаторами – это умение направить звук в необходимую точку, в которой голос звучит лучше всего: при головном резонировании голос приобретает полетность и пение в высокой позиции – то, что ценно в звучании голоса. Головное резонирование обеспечивает голосу выносливость.
При пении с использованием грудных резонаторов появляется мощь, сила и собранность звука.

Когда преподаватель хочет добиться пения с использованием верхних, головных резонаторов, он говорит о необходимости «петь в маску ». Где же находится эта маска? На выручку опять приходит воображение. Представьте участников карнавала, лица которых прикрыты масками. Вот в эту часть лица и нужно мысленно направлять звук. Для ощущения маски помогут упражнения – интонирование на звуки «м», «н». Эти согласные звуки, а также пение закрытым ртом вызовут ощущение вибрации на губах и переносице.

В вокале есть выражение – точка опоры . Что же это такое?
Пение с использованием верхних, головных резонаторов, обеспечивающих пение в высокой позиции – это верхняя точка опоры звука.
А пение с использованием нижних, грудных резонаторов при правильном певческом дыхании – это нижняя точка опоры.

А как Вы понимаете, что такое резонаторы и как ими пользоваться?

С уважением, Ирина Анищенко

Постановка голоса, упражнения для дыхания, тембр голоса

При формировании звука воздух попадает в резонаторы и, отражаясь в них, собственно, звук и создается. Здесь-то крайне важно правильное дыхание.

Резонатор - это полость, в которой происходит создание звука. Например, у гитары есть деревянный барабан. Когда играетструна, звук попадает туда, отражается, усиливается, и мы уже слышим звук таким, каким мы его привыкли слышать. В зависимости от полости изменяется и высота звука - чем шире полость, тем ниже звук: большая труба - низкий звук, узкая труба - высокий звук.

Вот так и в человеческом теле - полости разные, в зависимости от того, куда ваш звук попадет - он будет либо выше, либо ниже. В человеческом теле, на самом деле, резонирует все - мышцы, хрящи, руки, ноги, все кости. Они и изменяют звук, и помогают выдавать его таким, каким нам нужно.

Следовательно, для того, чтобы обогатить тембр голоса, увеличить его гибкость, а также контролировать качество звучания голоса, необходимо воспитывать отчетливые вибрационные ощущения в резонаторных зонах.

Поговорим об основных резонаторах в человеческом теле.

ГРУДНОЙ РЕЗОНАТОР

Для того чтобы воздух попал в грудную клетку вам не нужно напрягаться. Грудной голос - естественен и спокоен. На невербальном уровне - он устанавливает доверительную атмосферу. Если вы находитесь рядом с человеком, которому доверяете, с которым вам спокойно и уютно - вы будете автоматически говорить в грудном резонаторе. Или наоборот: когда вы в разговоре переходите на грудной резонатор, другой человек также начинает вам доверять.

Так же грудной голос - это еще и сексуальный голос. Этот резонатор ткжеиспользуют психологи и гипнотизеры - низкий такой голос, уходящий в живот. Причем, если, он еще будет достаточно монотонный, этим голосом вы можете вводить в транс, усыплять вашу аудиторию - так чтобы она не возражала, не было никаких вопросов, претензий и сопротивлений.

Когда вы будете чуть выше переносить в грудную клетку ваше звучание, тогда ваш голос будет чуть более энергичным. Это позволит при переговорах быстро снизить уровень напряженности, чтобы все расслабились. При этом, когда вы сами говорите в грудном резонаторе вы расслабляетесь и расслабляется человек, который вас слушает.

В этом резонаторе у вас будет вибрировать грудная клетка. И простейшее упражнение здесь: положить руку на грудь и говорить (а еще лучше петь) -таким образом, чтобы отчетливо чувствовались эти вибрации в груди.

Упражнение.

Исходное положение — стоя, руки опущены вдоль тела. Запрокиньте голову назад, откройте рот и немного вытянитесь вверх. Положение гортани — «на зевке». Одну руку положите на живот, другую — на грудь. Возьмите глубокое дыхание через рот и потяните звук «АААА». Попробуйте звук на разной высоте — в нижнем, среднем и высоком регистрах. При любой высоте в груди должна ощущаться вибрация. Если на какой-то ноте грудная клетка не вибрирует, значит, либо в гортани появился зажим и ушел «зевок», или дыхание стало поверхностным, прерывистым.

РОТОВОЙ РЕЗОНАОР

Этот резонатор позволяет контролировать аудиторию во время публичных выступлений. Если грудной резонатор означает спокойствие, расслабленность, мягкость и доверие, то ротовой резонатор - это энергия, призыв к действию. Этот резонатор используют хорошие лекторы, политики, ведущие на тв и радио. Профессиональные ораторы также обращаются со сцены в ротовом резонаторе.

Когда вы говорите в ротовом резонаторе, люди невольно прислушиваться. Информация, выдаваемая в этом резонаторе, побуждает к действию. Это резонатор приказа. Вы говорите и словно даете четкие инструкции, которые не обсуждаются. Ротовой резонатор позволяет передать энергию. И плюс ко всему самому зарядиться энергией.

Упражнение.

Вы стоите прямо, и выдыхаете резкий, отрывистый звук «ХА», представляя, что у вас внизу на диафрагме - маленький человечек, который вместе со звуком подпрыгивает и ударяется в ваше небо. И на каждом выдохе следите за тем, как работает диафрагма, положив руку на живот. Убедитесь, что мышцы живота сокращаются, а диафрагма соответственно поднимается.

ЗУБНОЙ РЕЗОНАТОР

Его используют дети, когда хотят что-то попросить. Звучание вибраций в зубном резонаторе выражает просьбу, потребность в помощи - просите и вас услышат, на Вас откликнуться.

Нам это резонатор нужен, чтобы добавить своей речи полетности и звонкости. Когда вы будете говорить в зубном резонаторе, время от времени касаясь его в своих выступлениях - ваша речь будет слушаться интереснее, разнообразнее.

Упражнение.

Исходное положение — стоя. Спина прямая, плечи опущены. Наклоните голову, подбородком коснитесь груди. Возьмите глубокое дыхание и потяните звук «ИИИИИ». Медленно поднимайте голову и переводите ее назад, в запрокинутое состояние. Можете касаться одной рукой груди, а другой рукой — макушки головы. Ваша задача — почувствовать переход от одного резонатора к другому.

ОСТАЛЬНЫЕ РЕЗОНАТОРЫ

И последние - это носовой, гайморовыйи черепной резонаторы. Это резонаторы очень энергичные, резонаторы восторга, гнева, то есть высоких эмоций. Использование этих резонаторов обогатит вашу речь интонациями еще больше. Вас будет интересно слушать, даже если вы рассказываете скучные вещи. Но отдельно в речи они практически не используются. Они нужны как часть всего звукового объема. Также работа с носовым резонатором помогает избавиться от гнусавости речи.

Упражнение.

Запрокиньте голову назад и откройте рот. Одну руку положите на грудь, другую - на переносицу. Глубоко вдохните и, поднимая голову, потяните звук «ХАААМММ». Слог «ХАА»при этом произносите, когда голова еще запрокинута, а «МММ» — когда голова вернется в естественное положение. Почувствуйте переход вибрации от груди к переносице. Но обратите внимание, что звуковая вибрация не должна совсем уходить из груди. Она должна распределиться между грудным и головными резонатором.

Работа с резонаторами - достаточно трудоемкий процесс. В формате статьи сложно дать достаточно информации на эту тему. Лучше просмотреть специальные видео для наглядности или заниматься с тренером.

В следующий раз мы затронем тему артикуляции и дикции.

Марта МАКСИМЕНКО

Головной и грудной резонаторы и их роль в постановке голоса. Виды резонаторов. Понятие высокой вокальной позиции.

Термины грудной и головной резонаторы широко применяются в вокальной педагогике. От ощущения резонирования звука в голове и груди получили своё название регистры голоса – головной и грудной.

Головные резонаторы – это полости выше нёбного свода, в лицевой части головы (носовые полости, носоглотка, придаточные пазухи носа – все они не способны менять свой объём, только носоглотка, вследствие под­вижности мягкого нёба, может менять свой объем и иметь разную степень сообщения с глоточной полостью). Резонируют они тогда, когда в исходном звуке, выходящем из гортани, содержится много высоких обертонов (ярко выраженная высокая певческая форманта – ВПФ ). Как было сказано в предыдущей главе, высокая форманта придаёт голосу яркость, блеск, «металличность» и полётность звука. Металлический блеск голоса зависит не от резонанса верхних резонаторов (сами по себе эти полости не оказывают влияния на исходный тембр), верхний резонатор лишь отзвучивает на правильное воспроизведение голоса.

ВПФ (высокая певческая форманта) – важное качество певческого голоса,

от которого зависит его звонкость. Она характеризуется группой высоких сильно выраженных обертонов с частотой 2500 – 3000 Гц (у взрослых певцов). Голос, лишённый ВПФ, звучит тускло, теряет всякую плотность.

Нос и его придаточные полости (пазухи) представляют собою наполненные воздухом пространства весьма небольшого объема. Самая большая придаточная полость носа - верхнечелюстная или гайморова, - имеет размеры порядка 3 см в диаметре. Следова­тельно, резонировать эти полости могут на высокие обертоны звука голоса. Трубочка длиною 3 см, открытая с одного конца, ре­зонирует примерно на частоту около 3000 Гц, т. е. на область высо­кой певческой форманты. Таким образом, явления резонанса в ли­цевой части могут возникнуть и будут сильно выражены тогда, когда тембр певческого звука, проходящего по надставной трубке, по полостям ротоглоточного канала, будет содержать в своем со­ставе много высокочастотных обертонов. На эти обертоны и "отвечают" придаточные полости носа. Звук певческого голоса, проходя по ротоглоточному каналу, убывает в силе, так как боль­шая часть его энергии передается стенкам полостей, где посте­пенно гасится. По твердым тканям энергия звука, конечно, дости­гает и придаточных полостей носа. Сотрясая их, она вызывает "раскачивание в такт" находящегося там воздуха, т. е. явление ре­зонанса. Непосредственно через воздушные пути звук в носовую полость, а тем более в его придаточные полости не попадает. Как известно, чистые гласные русского языка обычно произносятся при полном перекрытии мягким нёбом хода в носоглотку. Если нёбная занавеска поднята плохо, голос приобретает носовой отте­нок - гнусавость. Таким образом, хороший певческий звук пред­полагает или полное перекрытие хода в нос мягким нёбом, или со­вершенно незначительное сообщение.



На рентгеновских снимках, сделанных во время пения у про­фессиональных певцов, видно, что мягкое нёбо, как правило, плотно прижато к задней стенке глотки, т. е. ротовая и носогло­точная полости практически полностью разобщены. Кроме того, по воздушным путям, т. е. непосредственно, певческий звук не до­стигает придаточных полостей носа, потому что выходы из них уз­ки и забиты слизью, а попадает туда путем сотрясения мягких и костных тканей лица. Это сотрясение легко почувствовать, если во время пения приложить руку к лицу, голове, задней поверхности шеи. Вибрации ощущаются под рукой совершенно отчетливо. Можно считать доказанным существование резонанса придаточных полостей носа и носовых полостей во время профессиональной певческой фонации; при этом голос имеет яркий, металлический, полетный характер. У слушателя возникает впечатление большой звучности, а у самого певца появляется ощущение, как будто звук подается или направляется в "маску". Многие певцы ищут это ощущение, ибо тогда голосообразование становится легким, а звук сильным и полетным. Потому и считается, что, когда звук "попал в резонатор", - голос сформирован правильно.

В настоящее время доказано, что явления, воз­никающие в полостях головного резонатора, сотрясая окружающие ткани и вызывая раздражение обширной зоны нервных окончаний, рефлекторно возбуждают деятельность гортанного сфинктера. Вибрационные явления в головном резонаторе - сильнейший стимулятор голосовой функции. Отсюда легко понять, почему при "попадании звука в головной резонатор" певцу легче и удобнее петь.

Головной резонатор - важнейший индикатор правильного певческого звучания. На развитие резонаторных ощущений у уча­щихся пению следует обратить самое пристальное внимание. Не все сразу чувствуют их, поэтому многие педагоги употребляют приемы, наводящие на эти ощущения. К ним относятся: приемы, связанные с пением на звонкие согласные ("мычание" и "нычание"), когда рот закрыт и звук идет через носо­вые ходы, что приводит к сильному сотрясению стенок полостей верхнего резонатора даже в том случае, когда высокие частоты выражены слабо. Эти приемы помогают ученику понять, какого ощущения следует добиваться при пении.

Так же весьма полезно использование в пении гласного звука и. Форманты этого гласного составляют 400 и 3000 Гц, т. е. в чисто произнесенном звуке и всегда имеется группа усиленных обертонов порядка 3000 Гц, на которые и отвечает верхний резона­тор. С помощью гласного и мы легче вызовем явления головного резонирования, если сравнивать этот звук с другими гласными, не имеющими в своем спектре высококачественных формант.

Голос считается хорошо поставленным, когда он на всем протяжении диапазона «окрашивается грудным и головным резнированием». От ощущений резонирования звука в голове и груди соответственно получили свое название регистры голоса - голов­ной и грудной. Действительно, при пении возникают довольно явственные вибрации как в области лицевой части головы - го­ловное резонирование, иногда называемое "маской", так и в обла­сти грудной клетки. Эти ощущения бывают очень сильны. Так, при некоторых особенно удачно взятых нотах певцы чувствуют настолько сильные вибрации в области лицевой части головы, что у них возникает голо­вокружение. По-видимому, эти ощущения и вызывающие их фи­зические явления играют значительную роль при пении. Отзвучи­вание голоса "в маске" один из показателей правильной организа­ции певческого звука. Однако нельзя не отметить, что эти ощуще­ния, так сильно выраженные у большинства певцов, у иных неяр­ки, а в некоторых, правда редких случаях, головное резонирование отсутствует вовсе. Таким образом, хотя ощущение головного резонирования и характерно для хорошего звучания певческого голоса, но не является во всех случаях обязательным. Ощущение головного резонирования возникает у разных певцов в разных об­ластях. У некоторых оно появляется в той области лица, которая прикрывается маскарадной маской (отсюда и выражение - петь в "маску"); у других - у передних зубов верхней челюсти (Микиша, Моран); третьи чувствуют его в области лобных пазух (Дейша-Сионицкая), четвертые - в области темени или твердого нёба.

Область наибольшей вибрации обычно не бывает постоянной на протяжении диапазона голоса. Чаще всего на более низких но­тах она ощущается впереди - в области передних зубов или пере­дней части нёбного свода (точка Морана). По мере повышения звука ощущения перемещаются кзади и на верхних нотах появля­ются в районе темени. Варьируют эти ощущения и в связи с тех­никой образования звука.

Грудной резонатор находится в трахее, бронхах и лёгких, наполненных воздухом. Он добавляет голосу силу, полноту и объёмность звучания. Резонирование происходит на низкой частоте, близкой низкой певческой форманте (НФП ). Низкая форманта придаёт голосу округлость, полноту и мягкость звучания. Грудное резонирование ощущается, когда голосовые связки вибрируют большей площадью и глубиной.

Грудное резонирование носит разлитой характер и может быть выражено в весьма различной степени в зависимости от регистра, характера голоса, участка диапазона.

Грудное резонирование, т. е. ощущения яс­но выраженных вибраций в области грудной клетки, сопровождает все голосообразование на протяжении полутора октав диапазона мужского голоса и в нижнем и центральном участках женского. Резонатором в акустическом понимании здесь могут быть трахея и крупные бронхи - единственные воздушные полости-трубки, которые имеются в грудной клетке. Как известно, сама легочная ткань, составляющая основную массу легких, представляет собой эластичную губчатую ткань и поэтому является прекрасным поглотителем звука.

Так, трахея, длина которой около 15 см, должна резонировать на частоту примерно 500 Гц. Именно эта частота придает голосу округлость, мясистость, грудной колорит. Однако указать место, где образуется низкая певческая форманта, можно лишь предположительно. Некоторые приписывают ее резонансу нижней части глотки.

Резонаторные ощущения в грудной клетке явственно воспри­нимаются певцом, если он приложит руку к груди, но бесполезны для слушателя (как и в случае с головным резонатором). Надо отметить, что трахея и крупные бронхи не относятся к резонаторам, имеющим совершенно неизменный объем. При глу­боком вдохе они несколько растягиваются в длину, а за счет со­кращения гладкой мускулатуры могут в небольших пределах ме­нять и величину просвета, т. е. здесь имеется определенная воз­можность приспособления. Таким образом, грудной резонатор в этом отношении не похож на головной, где стенки полостей со­вершенно стабильны.

При одновременном отзвучивании головного и грудного резонаторов голосовые складки колеблются по смешанному типу, что позволяет петь весь диапа­зон, не ощущая регистровой ломки, ровным звуком. Для певца грудное и головное резонирование являются индикаторами пра­вильности певческого звука, поэтому на ощущениях резонанса следует останавливать внимание ученика. Чем тоньше ученик будет дифференцировать свои резонаторные ощущения, тем точнее смо­жет управлять работой голосового аппарата. Следует только пом­нить, что грудное и головное резонирование есть следствие пра­вильно организованного певческого звука.

Поэтому, певцу необходимо научится пользоваться в пении одновременно двумя резонаторами. При увлечении только головным или грудным резонированием, вне учета остальных моментов пев­ческого голосообразования, голос может деградировать. Предпоч­тение головного резонирования, при всей важности его, посте­пенно может привести к зажатию голоса, к "обуженному" звуча­нию, к потере органичности звука и способности полностью передавать эмоции и характер произведения. Певец начинает петь, как гово­рят, "только верхушкой", звук становится неполноценным, и пение затрудняется. Злоупотребление грудным резонированием тяжелит голос, становятся заметными регистровые переходы, затрудняется движение кверху, голос начинает покачиваться, теряет подвижность, детонирует. При злоупотреблении грудным резонированием может начаться ранняя тремоляция (качание голоса).

К большому сожалению, в этой теме, как и в теме «опора», есть много разногласий среди приверженцев многих школ, педагогов и певцов. Казалось бы: люди поют во всем мире, много тысяч лет и неужели нельзя было до сих пор прийти к единому мнению (раскрытие темы в статье «») хотя бы в теме « »?! Но, нет. И все, потому что все люди, живущие и жившие на земле всё понимают и понимали по-разному в силу многих естественных и неестественных обстоятельств.

Так вот, главная проблема в том, что многие вокалисты путают понятие « » и понятие «», которых в свою очередь достаточно много.

Самая распространенная ошибка заключается в неумении различать носовой призвук от головного резонатора. Более того, эти певцы, улавливая это ощущение вибрации в области центра лица, считая это истинным резонатором, начинают культивировать это ощущение, развивать его, считая, что попали как говорится «в струю» и движутся в верном направлении.

Так же распространенное ошибочное мнение о том, что ротовая полость является очень немало важным резонатором и изменение ее формы максимально влияет на звучание голоса. Ну, хотелось бы сказать, что ротовая полость в корне не может быть резонатором т. к. она преимущественно состоит из мягких тканей, от которых в процессе резонации ни какой пользы. А твердые ткани ротовой полости: зубы, твердое небо, безусловно резонируют и резонировать должны.

Ротовая полость влияет на количество выхода звука, но к резонации не имеет практически, ни какого отношения.

В организме во время вокала резонируют лишь твердые ткани, например: задняя стенка гортани, лобные пазухи, задняя стенка гайморовых пазух, грудная клетка, черепная коробка в целом вместе со всеми ее полостями. Для личного убеждения проведите не хитрый эксперимент: разживитесь куском свежей говядины и говяжьей костью, и постучите по ним, чем ни будь твердым, например ложкой. Сравните звучание и способность резонировать твердой ткани и мягкой.

В первую очередь в процессе обучения нужно заставить звучать грудной резонатор, а уже потом головной. Ни в коем случае не следует путать грудной резонатор со звучанием горловым. Многие певцы зажимают горло, опускают нижнюю челюсть, посылают звук на нижнюю челюсть и при этом издается на первый взгляд низкое и не качественное звучание, которое они считают грудным, но правильно называть такое звучание скорее «горловым». Для того, что бы помочь вокалисту найти в себе истинное грудное звучание, один шикарный вокалист посоветовал мне во время роспевки например на слоге «мА» стучать кулаком себе по груди.

Данное упражнение нужно выполнять в том случае, если певец уже поет на опоре. Во время удара по груди в грудной клетке создается дополнительное давление заставляющее грудь звучать интенсивнее. Если звучание действительно усилилось нужно запомнить это ощущение и впредь культивировать его. Со временем можно отказаться от ударов, грудь будет звучать сама не произвольно.

Что касается головного резонатора, то например у меня не было успехов до того пока один мой друг (шикарный певец) не научил меня звучать грудью и петь на середине голосовых связок (на «переходнике»). В случае, когда звучит грудь и вокалист поет на опоре расслабленной (опущенной) гортанью, воздушная струя сама, резонируя, подумается по задней стенке гортани и попадает в черепную кость, а оттуда рассеивается в нужные полости, не озвучивая носовую полость. В случае, когда вокалист (в частности тенора) пытается искусственно продуть верхний (головной) резонатор (это называют словом: «тенорить») из этого получается в лучшем случае окультуренный приближенный к верней челюсти лицевой звук, но природным лавинообразным, всеобъемлющим звуком способным заполнить любые помещения не назовешь.

Перед тем как рассмотреть, что такое резонаторы в пении, разберёмся, что такое вообще понятие резонанса. Резонанс — «явление резкого возрастания амплитуды вынужденных колебаний в какой-либо колебательной системе, наступающее при приближении частоты периодического внешнего воздействия к некоторым значениям, определяемым свойствами самой системы». Понять сложно, но давайте продолжим, и в последствии это определение станет для нас понятным.

Всем известно, что звуковые колебания или механические колебания молекул воздуха, которые создаёт человек – это и есть человеческий голос. Если бы не было воздушной струи, человек бы не смог издавать вообще никакие звуки. Что же происходит с этой струёй в организме человека, который превращает её в звук или голос ?

Когда волна воздуха попадает в человеческий организм, воздух проходит ряд органов, которые располагаясь в организме определённым образом, образуют полости. Объединяясь в единую систему, они являют собой систему резонансов, которая и рождает человеческий голос. В формулировке резонанса термин “внешнее воздействие” трактуется применительно к системе резонансов человеческого организма очень просто. Внешнее воздействие, о котором говорилось в определении – это и есть наши голосовые связки, которые во время колебания создают звуковые волны, которые в свою очередь воздействуют на систему резонансов в организме человека.

При воздействии голосовых связок на резонаторы, полости в нашем организме начинают резонировать на свою волну, тем самым сильно выделяя её среди других частот. Благодаря резонансу амплитуда колебаний каждой отдельной частоты увеличивается во много раз, тем самым увеличивая и громкость звучания этой частоты. Когда все полости начинают резонировать, выделяется ряд определённых частоты, которые, соединяясь друг с другом, создают наш голос и индивидуальный тембр каждого исполнителя. К резонаторам относятся глотка, рот, носовая полость, гортань и трахео-бронхиальная полость. Именно там находятся полости, участвующие в процессе образования звука.

Откуда тогда берётся громкость, спросите вы? Если резонаторы увеличивают амплитуду звуковых волн, то значит именно они влияют на громкость? Нет, это не совсем так. Мы поём и говорим с разной громкостью, и тихо, и громко. Почему? Неужели резонаторы на разной громкости работают по-разному? Нет, система резонансов работает всегда по одному и тому же принципу. Откуда же тогда берётся громкость?

Здесь всё дело в интенсивности первичной звуковой волны, её сжатости или энергичности. Интенсивная волна будет резонироваться с большей амплитудой нежели свободный разряженный поток. Отсюда и громкость.

Умение пользоваться резонансным дыханием очень важны для классических певцов, исполняющих, например, оперные арии. Ведь в опере нет никаких микрофонов и современного усиления звука. На помощь исполнителю приходят только акустика зала и его собственные резонаторы. В современных техниках пения не требуются подобные умения, там акценты расставлены на других навыках, которые не прививает академическая школа пения . В любом случае, чтобы овладеть искусством пения, нужно знать, как работает голосовой аппарат, голосовые связки и откуда берётся голос.