Световая кисть в портретной фотографии. Световая кисть. Фотосъемка в домашних условиях. Процесс съемки с использованием световой кисти

В нашем небольшом материале мы поведаем о опыте фотографа Валентина Волкова в создании студийных снимков техникой «световая кисть». Считаем, что это будет очень познавательно для фотографов, которые креативно подходят к студийным фотосессиям.

Canon 5D, Canon 50mm, ISO 100, 53с, f/5.0, режим экспозиции Bulb

Суть техники световая кисть подразумевает под собой открытие затвора фотокамеры на большой выдержке и одновременную «разрисовку» кистью неподвижного объекта, находящегося в полной темноте.

Как применить данную методику по отношению к людям, ведь они в отличии от натюрмортов не могут абсолютно не двигаться? Остаётся только одно – усилить опору модели за счёт стула, стола, пола и т.д.

Вместе с этим нужно провести инструктаж портретируемого человека как вести себя во время экспозиции, ведь она занимает довольно большой промежуток времени – это может быть 20 секунд, а может быть и целых 5 минут.

Особое значение придаётся статичности тех частей тела, которые освещаются в этот момент светом.

Самостоятельное экспериментирование техникой световая кисть – проще пареной репы. Вы должны лишь иметь фонарик, при этом вашей фотокамере безразлично какой тип светодиода встроен в него – лампы накаливания или галоген. Нужно лишь выставить наиболее подходящее значение цветовой температуры. Например, у лампы накаливания это 2800 К, у светодиодов с голубоватым оттенком-7000 К и т.д. Кроме этого, переднюю часть фонарика вы должны «вооружить"тубусом из чёрного не блестящего картона или другого. Имеющегося под рукой, светопоглощающего материала. Тубус должен иметь длину не более 15-20 см.

После всех приготовлений, наступает черёд съёмки. Вы фиксируете фотокамеру на штатив, выставляете чувствительность ISO – 100, диафрагме задаёте число 5.0, и выбираете режим съёмки «B» (Bulb). Для активации затвора, лучше подходит тросик с фиксацией. В качестве фона подойдёт ткань с пятнистой текстурой. Выключаете свет в помещении, открываете затвор и начинаете водить фонариком по телу модели. Будьте терпеливы ведь вам придётся сделать не один дубль, поскольку вы ещё точно не знаете какая длительность экспозиции будет лучше всего при имеющейся мощности фонарика и заданных установок диафрагмы и чувствительности.

Двигайте кистью плавно, не задерживаясь на месте, что бы не допустить появления жёстких, контрастных теней. После того, как вы «разрисовали» модель, нужно приступить к «оживлению» фона, а для этого произвольными движениями, исходя из своей фантазии, рисуете световые пятна. Сделав необходимое количество дублей, можете осмотреть полученные результаты, чтобы выбрать из них лучший.

Какие ещё тонкости нужно учитывать в работе с световой кистью?

  • В качестве фона можно использовать практически любые студийные фоны, будь то бумажные, тканевые, однородные или пятнистые.
  • Поверхности исходя из характеристик материала, имеют различные уровни отражаемости и яркости, поэтому если вы работаете с тёмным объектом, то время экспозиции должно быть на порядок больше, поэтому не забывайте этот момент и, если можно, увеличьте мощность света фонарика.
  • Задний план также можно осветить стационарной вспышкой, что позволит украсить фон разными цветовыми эффектами, а ещё существенно уменьшит общее время экспонирования.
Цифровая фотография без Photoshop Газаров Артур Юрьевич

«Световая кисть»

«Световая кисть»

Слово «фотография» означает «рисование светом». Техника рисования светом «светопись» позволяет фотохудожнику реализовать творческие идеи. Световая кисть дает возможность рисовать самому и добиваться очень красивых композиций. Принцип использования световой кисти состоит в том, что фотографируемые объекты освещаются отдельно и последовательно, источник света должен быть направленным, свет идет узким пучком. В момент съемки свет передвигается – с фонариком в руках вы, импровизируя, освещаете объект в момент, когда открыт затвор камеры.

Фирменная световая кисть, устройство, которое продается в специализированных магазинах, торгующих студийным оборудованием, стоит недешево, да и встречается в продаже нечасто. Вместо дорогого устройства в качестве световой кисти вы можете использовать обычный фонарик. Самый простой карманный фонарик в умелых руках может превратиться в «волшебный» инструмент, дающий возможность бесконечно экспериментировать и добиваться очень выразительных световых эффектов. Сейчас в продаже можно найти фонари практически на любой вкус: подберите фонарик, который подходит вам по размерам, удобно сидит в руке. Подберите модель с нужной вам мощностью, направленностью света, чтобы было удобно с ним работать, – выбор просто огромный, здесь вы не будете испытывать никаких проблем.

Сам по себе фонарик – уже достаточно подходящий инструмент для работы. Используя нехитрые самодельные приспособления, вы можете внести разнообразие в освещение.

Если вам вдруг понадобится сделать свет рассеянным, накройте фонарик полиэтиленовым пакетиком и закрепите скотчем.

Чтобы получить разные световые эффекты, потребуются насадки. Например, используя бутылочку из-под йогурта, соответствующую по размеру фонарику, сделайте переходник. Предварительно у бутылочки нужно отрезать донышко и прикрепить получившийся переходник к фонарю узким скотчем. Затем можно взять баночку из-под фотопленки или похожий пластмассовый предмет (например из-под канцелярского клея, детских мыльных пузырей и т. д.) и отрезать у него дно. Баночка из-под пленки вставляется в переходник и также закрепляется скотчем. В срезанное донышко от банки из-под пленки вставляете срезанное горлышко от обычной пластиковой бутылки для воды и сажаете на клей. Теперь вы можете накручивать крышки от пластиковых бутылок. В них проделываются отверстия разного диаметра и разной формы. Еще одну насадку – «соты» – вы можете изготовить, используя трубочки из-под коктейля. Нарежьте трубочки нужной длины и вставьте их в баночку из-под пленки, у которой срезано дно. Длина трубочек должна быть рассчитана так, чтобы края вплотную соприкасались со стеклом фонарика. Такая насадка даст вам направленный пучок света.

Расположить натюрморт можно как на любом столе – обеденном, письменном, компьютерном, – так и на любой подходящей для съемочных целей импровизированной плоскости. Разумеется, продумывать композицию кадра и выстраивать натюрморт нужно при включенном общем свете. Сделав несколько таких кадров, вы, возможно, переставите объекты. Также до съемки определите, где будут световые пятна, как будет освещаться объект. Продумайте расстояние, на котором вы будете подсвечивать объект, и движения вашей конструкции.

Вначале можете сделать пробные снимки. Составьте для себя образцы, получившиеся при определенных движениях, записывайте, на каком расстоянии и как вы двигаете фонарик.

Учитывайте, что здесь остается элемент случайности. Точно повторить движения руки во второй раз вряд ли получится, поэтому ориентируйтесь на общие выводы, на результат в целом, который каждый раз окажется немного другим.

Чтобы распределить свет одинаково, «красьте» световой кистью равномерными движениями.

Очень длинные выдержки могут привести (и, скорее всего, приведут) к шумам – ведь матрица камеры греется.

В процессе работы, снимая в полной темноте, нужно правильно подобрать экспозицию. Съемка действительно сложная, однако результат стоит того.

Вам обязательно потребуется штатив, так как придется устанавливать длинные выдержки, порядка 30 с. Удобнее всего управлять камерой с помощью пульта ДУ если его нет, используйте таймер.

В качестве объекта для съемки подберите все, что вам нравится, все, что может выглядеть в кадре красиво. Это могут быть различные продукты, посуда, бутылки. Например, рыба, сыр, лук, чеснок, хлеб, красивые бутылки, кружки, бокалы, вазы, фрукты, ножи и т. д.

С помощью фонарика выделяются (подсвечиваются) самые привлекательные фрагменты натюрморта (рис. 10.5). Со временем, по мере приобретения опыта, вы определите, как подсвечивать предметы, чтобы получить тот или иной эффект, – «набьете руку». Где-то нужно водить фонариком медленно, где-то – быстро, имеет значение угол падения света, частота перемещения света, расположение источника света, диаметр светового пучка.

Рис. 10.5. Съемка с использованием света от фонарика

Более предсказуемый результат дает комбинированное освещение – короткая вспышка или кратковременное включение галогенного источника и «докрашивание» объекта съемки световой кистью (рис. 10.6).

Рис. 10.6. Съемка с использованием света от фонарика и кратковременной вспышки

Чтобы сделать снимок «очаровательным и нежным», вы можете дополнительно использовать Soft-фильтр (рис. 10.7).

Рис. 10.7. Съемка с эффектом размытия

Сделайте несколько снимков. Каждый из них получится по-своему оригинальным, все они не будут похожи друг на друга, так как в каждом снимке вы будете по-разному освещать натюрморт световой кистью.

Из книги Журнал «Компьютерра» № 7 от 21 февраля 2006 года автора Журнал «Компьютерра»

Софтерра: Кисть фотографа Автор: Алексей КлимовТворчество - процесс преимущественно подсознательный - алгоритмизируется плохо и в лабораторных условиях воспроизводится через раз. Другое дело - профессиональное мастерство, которому обучают, как ремеслу, шаг за шагом,

Из книги Интерактивные доски и их использование в учебном процессе автора Горюнова М. А.

Инструмент Кисть Инструмент Кисть работает и настраивается аналогично Карандашу. Разница заключается в том, что след от Кисти будет меняться в зависимости от силы нажатия маркером на доску и от длины штрихов. Данный инструмент имитирует работу

Из книги Цифровой журнал «Компьютерра» № 160 автора Журнал «Компьютерра»

Самый практичный дизайн: мальчику создали кисть руки при помощи 3D-принтера Николай Маслухин Опубликовано 11 февраля 2013 Если помните, около полугода назад «Компьютерра» писала об увечном белоголовом орлане с напечатанным на 3D-принтере клювом.

Из книги Цифровой журнал «Компьютерра» № 173 автора Журнал «Компьютерра»

Световая разметка для дороги, видимая из-под воды Николай Маслухин Опубликовано 14 мая 2013 В районах, где часто случаются наводнения, автомобили застревают и даже тонут по причине того, что дорожное полотно быстро скрывается под водой и

Из книги Цифровой журнал «Компьютерра» № 202 автора Журнал «Компьютерра»

Световая архитектура: освещение здание управляется при помощи кубика Рубика Николай Маслухин Опубликовано 06 декабря 2013 В рамках своей дипломной работы австрийский студент университета художественного и промышленного дизайна Хавьер Льорет

Из книги Цифровая фотография. Трюки и эффекты автора Гурский Юрий Анатольевич

9.1. Инструмент Brush (Кисть) Brush (Кисть) – один из наиболее используемых инструментов. Способ его применения настолько прост, что понятен даже ребенку: води себе кистью и наблюдай за полученным результатом. Однако все так просто лишь на первый взгляд. Благодаря большому

Из книги Описание языка PascalABC.NET автора Коллектив РуБоард

9.15. Инструмент History Brush (Кисть истории) и палитра History (История) Инструмент History Brush (Кисть истории) представляет собой некое подобие Clone Stamp (Штамп), которым можно рисовать из любого пункта палитры History (История). Так как мы еще не говорили о данной палитре, а она является

Из книги автора

9.16. Art History Brush (Художественная кисть истории) Этот инструмент является производным от History Brush (Кисть истории). Выполняет он примерно то же – перерисовывает с указанного кадра, но делает это по-другому. Art History Brush (Художественная кисть истории), взяв за основу оригинальное

Из книги автора

9.17. Spot Healing Brush (Точечная лечащая кисть) Этот инструмент позволяет быстро удалять пятна и другие недостатки с фотографий. Он работает приблизительно как Healing Brush (Лечащая кисть): рисует схожими пикселами изображения или узором и подбирает текстуру, освещение, прозрачность

Из книги автора

9.18. Healing Brush (Лечащая кисть) Представляет собой инструмент созданный на основе Clone Stamp (Штамп) и предназначенный в основном для работ, так или иначе связанных с фотомонтажом.Healing Brush (Лечащая кисть) дает возможность копировать новые пикселы, взяв за основу либо изображение

Из книги автора

Текущая графическая кисть Brush Объект текущей кисти возвращается функцией Brush и имеет тип GraphABCBrush: function Brush: GraphABCBrush; Класс GraphABCBrush имеет следующий интерфейс: type GraphABCBrush = class property NETBrush: System.Drawing.Brush; property Color: GraphABC.Color; property Style: BrushStyleType; property Hatch: HatchStyle; property

Как известно, слово «фотография» означает «рисование светом». Световая кисть придает этому слову буквальное значение.

Световой кистью называется инструмент и техника фотографии, в которой этот инструмент используется. Инструмент представляет собой малогабаритный источник постоянного света, дающий хорошо сфокусированный узкий луч. Техника съемки состоит в том, что каждый объект освещается отдельно, «прорисовываясь» на фотографии движущейся световой кистью. В результате получается уникальный световой рисунок, который невозможно воспроизвести другими способами.

Профессиональная световая кисть обладает постоянной цветовой температурой около 5500 К и позволяет использовать различные насадки и фильтры. Свет строго заданной цветовой температуры, соответствующий дневному свету или свету вспышки, позволяет снимать с такой световой кистью на пленку без цветокорректирующих фильтров. Насадки расширяют возможности инструмента, давая фотографу дополнительные изобразительные возможности.

Но профессиональная световая кисть - дорогой прибор. При съемке на цифровую камеру цветовая температура не имеет принципиального значения, да и насадки не всегда бывают полезны. Поэтому в качестве световой кисти для ознакомительных и учебных целей вполне можно использовать простой фонарик. Желательно, чтобы у этого фонарика свет фокусировался линзой, тогда пятно света не будет слишком широким, и вы сможете точно высвечивать мелкие объекты. Лучше всего использовать фонарик с белым светодиодом в качестве источника света. Его свет практически точно соответствует дневному по цветовой температуре, и он очень экономно расходует энергию батареек.

ЧТО НЕОБХОДИМО

Съемка со световой кистью не так сложна, как может показаться. Если у вас нет навыков такой съемки, то вам потребуется цифровая камера. Она даст вам возможность сразу же просматривать результат и корректировать свои действия. Очень важно внимательно просматривать каждый кадр сразу же после съемки, пока вы еще точно помните порядок своих действий со световой кистью. Маленького дисплея камеры недостаточно для изучения всех деталей фотографии, поэтому желательно подсоединить камеру к компьютеру и фотографировать с автоматическим отображением снятого кадра на мониторе. Все цифровые зеркалки и многие компактные цифровые камеры имеют такую возможность. Для этого требуется наличие на фотоаппарате разъема для подсоединения к компьютеру (обычно это USB, иногда FireWire) и специальной программы, которая чаще всего прилагается в комплекте. Если у вас нет такой возможности, то рекомендуется снимать небольшими сериями с контролем по дисплею фотоаппарата, а затем переносить их в компьютер для более детального изучения.

Если у вас нет спускового тросика (пульта) для камеры, то используйте режим спуска с задержкой по таймеру. Если есть, то установите режим ручного контроля выдержки (Bulb), а на пульте используйте блокировку кнопки спуска на время выдержки. Бывают пульты с собственным таймером (например, Canon TC-80N3), которые позволяют выставить время длительной выдержки и отрабатывают ее автоматически.

Что делать, если максимальная выдержка вашей камеры недостаточна для воплощения замысла, спускового тросика нет и в программе, управляющей съемкой с компьютера, нет возможности выставить нужную выдержку? В этом случае можно отснять фотографию в несколько экспозиций, а затем совместить кадры в один при помощи графического редактора.

Установите камеру на штатив, включите ручной режим съемки. Наведите и сфокусируйте объектив. Если вы использовали автофокус, отключите его. Выключите яркий свет. Оставьте лишь приглушенный, достаточный для того, чтобы четко видеть объект, который фотографируете. Если вы снимаете объект с гладкой блестящей поверхностью, например стеклянный или металлический, то постарайтесь убрать или прикрыть все предметы с бликующими поверхностями, находящиеся поблизости, - на них может попасть свет от световой кисти, и вы получите их отражения на фотографии.

СЪЕМКА

При работе со световой кистью экспозицию приходится подбирать экспериментально. Установите диафрагму исходя из необходимой вам глубины резкости. Выдержки длительностью 1 минуту будет достаточно на освещение небольшого предмета или композиции из нескольких предметов. Чтобы избежать шумов на такой длинной выдержке, используйте низкую чувствительность, например 100 ISO. Если в процессе съемки вы обнаружите, что выдержки не хватает для создания задуманного светового рисунка, или, наоборот, она слишком длинна - скорректируйте ее так, как вам требуется.

Принцип создания освещения прост. Сначала необходимо высветить нужные фрагменты объекта. То, что хотите сделать ярче, освещайте дольше. Если вам требуется яркое пятно света с небольшими размерами и резкими границами, то держите световую кисть ближе к объекту. Напротив, если требуется размытое неяркое пятно, то держите световую кисть дальше. В конце экспозиции дайте немного заполняющего света - поводите по воображаемой полусфере над объектом на таком расстоянии, чтобы весь объект попадал в пятно света. Можете просто подержать световую кисть на таком расстоянии неподвижно - тогда получатся тени. Еще можно создать контровый свет - осветить объект с тыльной стороны, тогда светом будут четко обрисованы контуры.

Особо следует заметить, что прежде чем открывать затвор камеры, необходимо четко представить себе будущую фотографию. Это вообще полезная привычка, а при съемке со световой кистью просто необходимая. Вы должны решить, что и как вы хотите осветить, и представлять, каким образом это сделать. Для удобства можно набросать эскиз будущей фотографии и обозначить на нем схему движения световой кисти с длительностью освещения на каждом участке. При съемке вам будет намного легче точно отрабатывать все движения по этой схеме и с секундомером в руках, чем по памяти и руководствуясь внутренним чувством времени. Кроме того, вы ничего не забудете и сделаете меньше дублей.

ХИТРОСТИ

Интересный эффект дает использование двух разных фонариков: светодиодного и с лампой накаливания. Лампа накаливания дает свет с низкой цветовой температурой (проще говоря, желтый).Бывают фонарики с галогенной лампочкой, их свет имеет более высокую цветовую температуру (такие фонарики выпускаются под известными марками Phillips, Energizer и т.д.). Свет фонарика на белом светодиоде практически неотличим от дневного света. Если установить баланс белого на камере (или для уже готового снимка, в графическом редакторе) в промежуточное значение между светом лампы накаливания (примерно 2800 К) и дневным светом (5500 К), то на снимке вы получите световой рисунок с сочетанием желтого и голубого цветов. Такое сочетание выглядит красиво, потому что голубой и желтый являются дополняющими цветами.

Вместо фонариков с разными типами источников света можно просто использовать светофильтры. Тогда вы не будете ограничены только желтым и голубым цветами, а сможете выбирать практически любые цветовые сочетания.

В качестве светофильтров можно использовать цветные фильтры для объективов. Например, красный, оранжевый, зеленый и другие. Можно использовать цветную полимерную пленку. Такая пленка применяется в качестве светофильтра для студийных источников освещения, а также в оформительских целях. Можно поискать ее в магазинах художественных материалов, канцелярских магазинах и отделах упаковки. Кусок незасвеченной и проявленной цветной фотопленки тоже может быть использован в качестве цветного фильтра, создающего свет приятного янтарного цвета.

Отдельно стоит упомянуть съемку предметов с бликующими поверхностями. На фотографиях таких объектов блики должны быть обязательно, ведь иначе их поверхность потеряет свою форму и будет безжизненно черной. Но блики легко дают пересветы на снимке. Чтобы избежать этого, освещайте блестящие поверхности, проводя по ним лучом световой кисти без остановки. Чтобы отражение источника света попало на снимок, помните, что угол падения луча на поверхность равен углу отражения. Для упрощения задачи можно воспользоваться описанным выше приемом - снимать блики отдельной экспозицией и совмещать кадры в графическом редакторе.

Съемка со световой кистью - сложный и увлекательный процесс. Не все будет получаться сразу. Запаситесь терпением - первые несколько кадров почти наверняка будут неудачными. Внимательно рассматривая каждый кадр, постарайтесь понять причину ошибок и старайтесь исправить их при следующей попытке. В итоге результат будет все лучше и лучше.

Светографика или фотосъемка в технике «световая кисть» привлекательна тем, что для создания интересных, красивых снимков не требуется дорогостоящее студийное освещение. Все, что нужно для работы – фотокамера, штатив и небольшой фонарик, который путем несложных манипуляций и усовершенствований можно легко превратить в световую кисть.

По сути – фотосъемка в технике «световая кисть» – это рисунок светом. Направленным лучом света высвечивается та часть или детали композиции, которые вы хотите получить на будущем снимке. Каждый предмет подсвечивается отдельно, а источник света во время экспонирования движется. Фон остается темным, предметы как бы подсвечены с разных сторон, и непосвященному человеку совершенно непонятно откуда падает свет. Техника съемки несложная, но очень важно не переборщить с освещением – если предмет долго подсвечивать, то картинка потеряет загадочность, будет выглядеть как и при подсветке обычным светом.

Как сделать световую кисть?

Профессиональная световая кисть стоит очень дорого, поэтому большинство фотографов пользуются обычным фонариком, а чтобы он дал узкий пучок света, на него надевают трубку или конус. Главные требования к самодельной световой кисти – естественная цветовая температура, узконаправленный луч, однородность пучка света. Впрочем, в отношении цветовой температуры нет жестких правил – фонарики с теплым светом даже лучше, а высокую цветовую температуру, которую дают светодиодные фонарики, можно подправить балансом белого, исправить в фотошопе или надеть на фонарик светофильтр.


Простейшую световую кисть можно сделать из обычной плотной бумаги. С одной стороны на нее наклеивается фольга, с другой – черная матовая или бархатная бумага. Одну из сторон листа на 3-4 см. заклеиваем черной изолентой (клеим на фольгу). Сворачивается конус фольгой внутрь, затемненная сторона – это его узкая часть. Конус насаживается на фонарь, черной изолентой крепится к фонарику. В узкой стороне (которая обклеена изолентой) делается отверстие 10 мм. диаметром.

Техника съемки.

Основа – это длинная выдержка . Камера крепится на штатив, выставляется выдержка от 4 до 30 секунд, но как правило фотографы работают в пределах 8-15 секунд. Если выдержка больше – добавляется шум. Диафрагма подбирается опытным путем, если фонарик не очень мощный, то подойдет F-5, F-7. После пары пробных кадров ее можно будет выставить точнее. Фокусироваться лучше в ручном режиме, если используется автофокус, то после фокусировки камеру нужно переключить в ручной режим. Когда подготовка завершена, выключается свет и начинается работа световой кистью.


При освещении композиции можно придерживаться такого алгоритма: Сначала в течение 1-2 сек. дается общая засветка композиции. Потом 1-2 сек. подсвечиваются сами предметы – по контуру и точечно. После этого можно подсветить объекты, которые эффектно выглядят при освещении «на просвет». Завершается работа подсветкой фона (когда это нужно). Если вы осветили уже все, а затвор еще не сработал, выключайте фонарик, иначе освещение выровняется, кадр получится плоским, неинтересным. Следите за тем, чтобы фонарик не светил в сторону объектива – в кадре получатся полоски, которые придется убирать в фотошопе.

Особенности съемки.

Старайтесь не светить на стекло, на нем практически всегда получаются полоски, а свет, который оно отражает, подсветит вашу руку и в кадре будут видны разводы. Желательно работать в темной одежде и надеть на руку черную перчатку – она будет поглощать свет отраженный предметами. Снимать лучше в темное время суток, чтобы исключить засветку, а для удобства работы в дальнем углу можно зажечь маленькую свечку или оставить дверь приоткрытой.

Сегодня речь пойдет про одну сумасшедшую (в смысле красоты) технику фотографирования, которая называется «Световая кисть» (или Light Brush).

Может быть, вы даже про нее уже слышали. Самое время напомнить о ее существовании, ибо она вполне доступна для употребления даже в домашних условиях.

Вот несколько примеров использования этой техники:

Впечатляет, не правда ли?

Вообще-то в профессиональном варианте такие фотографии снимаются с помощью специализированного осветительного прибора - этой самой «световой кисти». В профессиональном варианте стоит световая кисть недешево.

Состоит она из небольшого источника света с галогеновой лампочкой и оптических световодов, которыми можно подсвечивать отдельные предметы, сохраняя соседние фрагменты в темноте. От чего, собственно, и возникает такой непривычно-волшебный эффект светящихся натюрмортов и даже портретов людей.

Но эта техника вполне доступна и вам. Причем в любительском варианте она будет стоить сущие копейки.

Каков принцип съемки таких фотографий?

Вот пошаговый рецепт.

0. Нужен яркий фонарик с узконаправленным лучом. Очень хорош для этого маленький фонарь Mag-lite. Полезно сделать для него какую нибудь насадку из подручных материалов, чтобы он давал совсем узкий, почти не расширяющийся луч света.

Нечто типа такого:

1. Нужна совершенно темная комната (либо затемненная, либо просто фотографируем ночью).

2. В этой комнате подготавливаем какую-нибудь красивую композицию - натюрморт или что-то еще.

3. Ставим фотоаппарат на штатив, прицеливаемся на натюрморт.

4. Устанавливаем выдержку как можно длиннее (30 секунд или 1 час - что вам достсупно).

5. Гасим свет. Нажимаем на спуск.

6. Включая фонарик на несколько секунд, подсвечиваем поочередно отдельные фрагменты композиции. Следим, чтобы освещался по возможности только один элемент (одна ягодка, или одно пятнышко на скатерти).

7. Делаем 5-20 таких точечных подсветок.

8. Закрываем объектив фотоаппарата крышкой. Выключаем его.

Загружаем фотографию в компьютер и любуемся. Потом, вдохновившись первым успехом, повторяем опыт.

Конечно, я описал очень упрощенную технологию этой съемки. Но принцип Вы поняли.

Как вариант, можно каждую отдельную засветку снимать на отдельный кадр, а потом эти кадры наложить друг на друга в фотошопе. При этом можно еще ластиком подчистить некоторые места.

Световой день у нас сейчас короткий, что упрощает применение этого приема.

Попробуем сегодня вечером?

Желаю Вам отличных фотографий!
С Вами был
Вячеслав Слободчук.