Анатомо-физиологические особенности строения тела человека. Анатомо-физиологические особенности развития детей Возрастные анатомо физиологические особенности системы органов ребенка

Головной мозг. Его размеры и мас­са при рождении относительно велики. В полушариях боль­шого мозга новорожденного уже хорошо выражены борозды и крупные изви­лины. Серое и белое вещество плохо дифференцированы. Нервные клетки коры не имеют отростков (дендритов и аксона), и их структурное развитие заканчивается лишь к 7-8 годам. Миелинизация отдельных клеток и проводящих путей за­канчивается в разные сроки: внутричерепных нервов - к 3 - 4 мес, черепных (за исключением блуждающего) - к 1 году 3 мес, пирамидных путей - к 2 - 3 годам, блуждающего нерва - к 3 - 4 годам. Множество им­пульсов, поступающих в кору вызывают пассивное, длительное торможение, поэтому дети первых месяцев жизни спят большую часть суток.

По мере созре­вания коры движения становятся все более точными, целенаправленными.

Спинной мозг . Длина его увеличивается преимущественно в грудном отделе и медленнее, чем размеры спинно-мозгового канала, поэтому нижний его сегмент расположен у новорожденного на уровне III поясничного позвонка, а к 4 -5 годам - между I и II поясничными позвонками, как и у взрослого, что практически важно учитывать при прове­дении спинальной пункции. На уровне ро­гов спинного мозга, миелинизация которых происходит еще внутриутробно, в основном замыкаются дуги врожденных безусловных рефлексов.

Периферическая нервная система: редкие, недостаточно миелинизированные нервные волокна, миелинизация которых заканчивается на 2 -4-м году жизни.

Вегетативная нервная система. Периферические ветви блуждающего нерва закан­чивают свое развитие и миелинизацию к 3 - 4 годам. К этому времени устана­вливается центральная регуляция деятельности органов дыхания и кровообра­щения. Следствием этого является то, что у детей раннего возраста физиологичной является симпатикотония, на 3 -4-м году сменяющаяся ваготонией.

Новорожденный большую часть суток спит, взор не фиксирует. При разворачивании потягивается, принимает физиологическую, эмбриональную позу, приводя согнутые ручки и ножки к животу. Движения некоординированные, атетозоподобные, голова свисает. Тонус мышц-сгибателей повышен. Стабильно вызываются врожденные бе­зусловные рефлексы - оральные (поисковый, ладонно-ротовой, хоботковый, сосательный); спинальные - защитный (поворот головы набок в положении на животе), опоры (стоит на всей стопе при поддержке подмышки), автомати­ческой ходьбы (переступает), ползания (отталкивается ножками от опоры в положении на животе и передвигается), хватательный (сжимает палец, при­коснувшийся к ладони, висит на руках).

Ребенок 3 мес более активен. Общее время сна 18 - 20 ч в сутки. Фиксирует взор, улыбается, узнает мать, гулит. Движе­ния становятся более целенаправленными: хорошо держит голо­ву в вертикальном положении и лежа на животе. Исчезают гипертонус сгибателей, симптомы натяжения, атетозоподобные движения, постепенно угасает часть безусловных врожденных рефлексов (защитный, хватательный, опоры и авто­матической ходьбы, ползания, оральные, кроме сосательного). Появляется надсегментарный ранний позотонический безусловный верхний рефлекс Лан­дау (в положении на животе поднимает голову, верхнюю часть туловища и руки; опираясь руками, удерживается в этой позе). Легко формируются ус­ловные рефлексы со зрительного и слухового анализаторов на основе пище­вой доминанты, отчетлив рефлекс на время кормления.

Ребенок 6 мес подвижен, активен, эмоционален. Спит 16 - 18 ч. Сидит. Движения рук целенапра­вленны. Хорошо различает знакомые лица, подражая взрослым, произносит отдельные слоги. Из врожденных рефлексов сохранен сосательный, к верхнему рефлексу Ландау присоединяется нижний (в положении на животе поднимает и разгибает ноги). Продолжается формирование сложных условных (поведенческих) рефлексов.

У ребенка 9 мес в поведении начинают проявляться признаки слож­ной анализаторно-синтетической работы коры. Стремится к общению, понимает речь, выполняет простые задания, говорит от­дельные слова, проявляет свои желания. Спит 14-16 ч в сутки. Хорошо сидит и садится сам, встает, держась за опору, и стоит при поддержке. Быстро ползает.

Ребенок 1 - 1,5 лет очень подвижен, любопытен, общителен. К 1,5 - 2 годам говорит короткими фразами. Различает запахи, звуки, самостоятельно ест ложкой. Выполняет несложные задания. Приучается к опрятности. Спит 14 - 16 ч в сутки. Ходит самостоятельно.

Ребенок 2 - 3 лет контактен, дружелюбен. К этому времени заканчи­вается первичная дифференцировка нервных клеток и миелинизация спи-нальных и периферических нервов. Ребенок не может всё анализировать самостоятельно и спрашивает обо всём взрослых (период вопросов). Продолжают дифференцироваться движения.

У ребенка 3 - 8 лет дифференцировка большей части коры большого моз­га заканчивается. Легко формируются сложные условные рефлексы. Хорошо развита мо­торика. Формируется личность ребёнка. Речь становится связной, ребенок может передать свои мысли и впечатления, легко овладевает навыками чтения и письма.

В школьном и подростковом возрасте совершенствуется анализаторская и синтезирующая деятельность коры большого мозга. Дискоординация гормональных процессов в пубертатном периоде приводит к неустойчиво­сти настроения, излишней эффективности, снижению мышечного тонуса и некоторой дискоординированности движений, функциональным изменениям внутренних органов, сосудистым проявлениям.

Возрастная анатомия и физиология Антонова Ольга Александровна

1.4. Возрастные анатомо-физиологические особенности

Для каждого возрастного периода характерны количественно определенные морфологические и физиологические показатели. Измерение морфологических и физиологических показателей, характеризующих возрастные, индивидуальные и групповые особенности людей, называется антропометрией. Рост, вес, окружность грудной клетки, ширина плеч, жизненная емкость легких и сила мышц – все это основные антропометрические показатели физического развития.

Рост, развитие и их изменения в отдельные возрастные периоды. Рост и развитие детей идут постоянно, однако темпы роста и развития отличаются друг от друга. В одни возрастные периоды преобладает рост, в другие – развитие. Неравномерность темпов роста и развития, их волнообразность также определяют деление на возрастные периоды.

Так, до 1 года жизни у ребенка преобладает рост, а с 1 года до 3 лет – развитие. С 3 до 7 лет снова ускоряется темп роста, особенно в 6–7 лет, и замедляется темп развития; с 7 до 10–11 лет замедляется рост и ускоряется развитие. В период полового созревания (с 11–12 до 15 лет) рост и развитие резко ускоряются. Возрастные периоды ускорения роста называются периодами вытягивания (до 1 года, с 3 до 7, с 11–12 до 15 лет), а некоторого замедления роста – периодами округления (с 1 до 3, с 7 до 10–11 лет).

Отдельные части тела растут и развиваются непропорционально, т. е. их относительные размеры изменяются. Например, размер головы с возрастом относительно уменьшается, а абсолютная и относительная длина рук и ног увеличивается. То же можно сказать и о внутренних органах.

Кроме того, в росте и развитии детей имеются также половые различия. Примерно до 10 лет мальчики и девочки растут почти одинаково. С 11–12 лет девочки растут быстрее. В период полового созревания у мальчиков (с 13–14 лет) темп роста увеличивается. В 14–15 лет рост мальчиков и девочек почти сравнивается, а с 15 лет мальчики вновь растут быстрее, и это преобладание роста у мужчин сохраняется на протяжении всей жизни. Потом темп роста замедляется и в основном заканчивается к 16–17 годам у девушек, к 18–19 – у юношей, однако замедленный рост продолжается до 22–25 лет.

Длина головы юношей составляет 12,5-13,5 %, туловища – 29,5-30,5 %, ноги – 53–54 %, руки – 45 % от общей длины тела. По темпу роста на первом месте стоит плечо, на втором – предплечье, медленнее растет кисть. Наибольшее увеличение длины туловища происходит примерно через год после наибольшего увеличения длины ног. В итоге длина тела взрослого человека больше по сравнению с длиной тела новорожденного приблизительно в 3,5 раза, высота головы – в два раза, длина туловища – в три раза, длина руки – в четыре раза, длина ноги – в пять раз.

Из-за расхождения темпов роста и развития нет строго пропорциональной зависимости между ростом и весом, но, как правило, в одинаковом возрасте чем больше рост, тем больше и вес. Темп увеличения веса самый большой на первом году жизни. К концу первого года вес увеличивается в три раза. Потом прибавление веса составляет в среднем 2 кг в год.

Как и рост, вес мальчиков и девочек до 10 лет примерно одинаков при небольшом его отставании у девочек. С 11–12 лет вес девочек больше связан с развитием и формированием женского организма. Это преобладание веса сохраняется у них примерно до 15 лет, а потом в связи с преобладанием роста и развития скелета и мышц вес мальчиков возрастает, и это превышение веса сохраняется в дальнейшем.

Значительными также являются возрастные различия в увеличении абсолютного и относительного веса отдельных органов. Например, окружность грудной клетки с 7 лет больше у мальчиков, а с 12 лет – у девочек. К 13 годам она почти одинакова у обоих полов (у девочек немного больше), а с 14 лет окружность грудной клетки больше у мальчиков. Эта разница в дальнейшем сохраняется и увеличивается. Ширина плеч у мальчиков с 6–7 лет начинает превышать ширину таза. Вообще говоря, ширина плеч у детей увеличивается ежегодно, особенно между 4–7 годами. Этот ежегодный прирост у мальчиков больше, чем у девочек

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Лечебная кинология. Теоретические подходы и практическая реализация (с иллюстрациями) автора Субботин А В

Из книги Лечебная кинология. Теоретические подходы и практическая реализация автора Субботин А В

Возрастные аспекты формирования отношения к природе Отношение к природе в дошкольном возрасте.Мир природы как специфический объект отношения не может быть дифференцирован на ранних стадиях онтогенеза: «В младенчестве ребенок отождествляет себя с миром». Субъективное

Из книги Искусственное осеменение собак автора Иванов В В

3. НЕКОТОРЫЕ МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ И ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОЛОВОЙ СИСТЕМЫ СОБАК Размеры половых органов собак сильно варьируют в зависимости от породы и стадии полового цикла.Самка (сука)Вульва (петля) расположена вентрально по отношению ко дну таза. Просвет

Из книги Стоматология собак автора Фролов В В

ГЛАВА II АНАТОМО-ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ ГОЛОВЫ И ПОЛОСТИ РТА Ротовая полость является начальным отделом пищеварительного тракта и одновременно неотъемлемой частью головы. Рассматривать строение ротовой полости и ее особенности у различных видов животных необходимо в

Из книги Основы нейрофизиологии автора Шульговский Валерий Викторович

ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ СНА Природа сна постоянно интересует врачей, ученых разных специальностей-биологов, психологов, философов, да и простых людей. Величайшие мыслители уже давно обсуждали эту проблему. Великий врач древности Гиппократ полагал, что сон возникает в

Из книги Основы физиологии высшей нервной деятельности автора Коган Александр Борисович

Глава 3 ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ ПАМЯТИ Эффективность приспособительного поведения животных и успех разумной деятельности человека в значительной мере зависят от того, в какой мере животные используют свой жизненный опыт, а человек - полученные ранее знания для

Из книги Возрастная анатомия и физиология автора Антонова Ольга Александровна

4.2. Возрастные изменения морфофункциональной организации нейрона На ранних стадиях эмбрионального развития нервная клетка имеет большое ядро, окруженное незначительным количеством цитоплазмы. В процессе развития относительный объем ядра уменьшается. Рост аксона

Из книги Биофизика познает рак автора Акоев Инал Георгиевич

Тема 6. АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СОЗРЕВАНИЯ МОЗГА 6.1. Развитие больших полушарий и локализация функций в коре головного мозга Возрастные изменения строения головного мозга. Головной мозг новорожденных и дошкольников короче и шире, чем у школьников и

Из книги Глаз и Солнце автора Вавилов Сергей Иванович

Тема 7. ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ КРОВИ И КРОВООБРАЩЕНИЯ 7.1. Общая характеристика крови Кровь, лимфа и тканевая жидкость являются внутренней средой организма, в которой осуществляется жизнедеятельность клеток, тканей и органов. Внутренняя среда человека сохраняет

Из книги автора

7.4. Сердце: строение и возрастные изменения Сердце представляет собой полый мышечный орган, разделенный на четыре камеры: два предсердия и два желудочка. Левая и правая части сердца разделены сплошной перегородкой. Кровь из предсердия в желудочки поступает через

Из книги автора

Тема 8. ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ 8.1. Строение органов дыхания и голосового аппарата Носовая полость. При дыхании с закрытым ртом воздух поступает в носовую полость, а с открытым – в ротовую. В образовании носовой полости участвуют кости и хрящи, из которых

Из книги автора

Тема 9. ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПИЩЕВАРЕНИЯ 9.1. Строение пищеварительного канала Пищеварительный канал состоит из системы органов, которые производят механическую и химическую обработку пищи и ее всасывание. У человека пищеварительный канал имеет вид трубки длиной

Из книги автора

Тема 10. ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОБМЕНА ВЕЩЕСТВ И ЭНЕРГИИ 10.1. Характеристика обменных процессов Обмен веществ и энергии – основа процессов жизнедеятельности организма. В организме человека, в его органах, тканях, клетках идет непрерывный процесс синтеза, т. е.

Из книги автора

10.3. Возрастные особенности энергетического обмена Даже в условиях полного покоя человек расходует некоторое количество энергии: в организме непрерывно тратится энергия на физиологические процессы, которые не останавливаются ни на минуту. Минимальный для организма

Из книги автора

Возрастные изменения и гормональная регуляция Два обстоятельства в исследовании возрастных изменений обращают на себя внимание: 1) некоторая общность проявлений отдаленной радиационной и возрастной патологии; 2) взаимосвязь многих проявлений возрастной патологии с

Из книги автора

Первый отдел Физиологические цвета 1 Эти цвета, которые мы справедливо ставим на первое место, потому что они частью полностью, частью преимущественно принадлежат субъекту, глазу его; эти цвета, которые образуют основу всего учения и раскрывают нам хроматическую

Выберите правильный ответ. 8. Врожденные анатомо-физиологические особенности нервной системы, позволяющие успешно овладевать той или иной деятельностью: А) способности В) одарённость С) талант D) задатки Е) гениальность.

Слайд 33 из презентации «Темперамент» к урокам психологии на тему «Темперамент»

Размеры: 960 х 720 пикселей, формат: jpg. Чтобы бесплатно скачать слайд для использования на уроке психологии, щёлкните на изображении правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как...». Скачать всю презентацию «Темперамент.ppt» можно в zip-архиве размером 225 КБ.

Скачать презентацию

Темперамент

«Темперамент» - Кому принадлежит учение о типах высшей нервной деятельности. 12 типов личности на основе акцентуаций характера. Черта характера, проявляющаяся в стремлении к удовлетворению. Качество личности. Свойство нервной системы. Совокупность общих и специальных способностей. Сангвиник. Специальные (профессиональные) способности.

«Темперамент и работа» - Сангвиники. Закончите высказывания. Совет. М.И. Кутузов. Работоспособность. А.В. Суворов. Темперамент и моя будущая профессия. Темперамент. Нетороплив в учебе и работе. Меланхолики. Холерики. Тип нервной системы. Трудности и препятствия. Флегматики. Тип работы. Вильгельм Вундт.

«Темперамент и характер личности» - Темперамент и характер. Задание для самостоятельной работы. Физиологические основы темперамента. Самоуверенность, тщеславие, хвастовство. Эпилептоидный тип акцентуации. Неустойчивый тип. Паранойяльная акцентуация. Лабораторная работа. Конформный тип акцентуации. Степени акцентуаций. Сензитивный тип.

«Флегматик» - Не требуйте от флегматика способности Юлия Цезаря делать множество дел одновременно. Для определения темперамента разработаны многочисленные и трудоемкие методики. Флегматик относится к сильному уравновешенному инертному типу темперамента. Чтобы вывести флегматика из себя надо очень постараться. Быстро засыпают, с трудом просыпаются.

«Типы темперамента» - Методика Яна Стреляу. Гиппократ. Холерический темперамент. Меланхолический темперамент. Четыре основных вида темперамента. Классификация типов нервной деятельности. Свойства нервной системы. Тест-опросник Стреляу. Два основных показателя динамики психических процессов и поведения. Знание типа темперамента и умение определить тип у конкретного человека.

Под анатомо-физическими особенностями развития детей понимают комплекс морфофункциональных характеристик организма, который определяет запас его физических сил. К ним относятся рост и масса тела.

С целью контроля за развитием ребенка необходима оценка изменения размеров тела, телосложения, внешнего облика, мышечной , работоспособности.

Динамическое наблюдение за физическим развитием ребенка позволяет не только выявить индивидуальные особенности роста и развития, но и оценить состояние здоровья ребенка. Нарушения темпов роста и развития ребенка связаны со многими заболеваниями, могут возникать при воздействии неблагоприятных факторов внешней среды. Они являются показанием для проведения углубленного обследования ребенка.

В физическом развитии детей отмечается неравномерность нарастания тех или иных параметров, благодаря чему можно выделить определенные возрастные периоды, так называемые периоды физиологического вытяжения, которые влияют на функционирование ряда органов и систем. После рождения происходит постепенное снижение темпов нарастания роста и массы тела. Скорость развития роста имеет краниокаудальный градиент, причем нижние сегменты тела растут быстрее верхних. Например, стопы растут быстрее голеней, голени - быстрее бедер и т. д. Постепенно формируется женский или мужской тип телосложения.

Масса тела

Масса тела доношенного ребенка при рождении в норме колеблется от 2500 до 4000 г и в среднем составляет 3200 г. Сразу после рождения у всех детей отмечают физиологическую убыль, которая не должна быть больше 8 % от массы тела ребенка при рождении. Максимальное падение массы тела ребенка происходит к 4-6-му дню, а затем наблюдается ее нарастание, и к 10-му дню жизни ребенок имеет те же показатели массы, что и при рождении. Физиологическая убыль массы тела объясняется интенсивными физиологическими процессами в организме. Она происходит, во-первых, за счет потери с дыханием, через кожу и слизистые оболочки (75%). Остальные 25% физиологической убыли приходятся на потерю жидкости с первородным калом (меконием) и мочой, а также за счет возможной рвоты проглоченными околоплодными водами.

Масса тела ребенка во многом зависит от сроков прикладывания к груди матери.

У повторнородящих матерей, имеющих более раннюю и полноценную лактацию, новорожденные дети теряют массу тела меньше. Раннее прикладывание ребенка к груди стимулирует лактацию у матери.

После 10-го дня жизни начинается интенсивная прибавка массы тела, которая в среднем составляет 25-30 г в сутки. Затем темны нарастания массы тела замедляются и к концу года достигают 10-15 г в сутки.

Существуют формулы расчета массы ребенка в различном возрасте. На первом году жизни в течение первых шести месяцев масса тела ребенка ежемесячно увеличивается на 800 г, а во втором полугодии - на 400 г. Таким образом, масса тела ребенка к году будет составлять:

масса тела ребенка при рождении + (800*6) + (400*6), т. е. примерно 10,5 кг.

Массу тела ребенка после года подсчитывают по следующим формулам: в возрасте от 2 до 5 лет: 19 — 2 (5 — n), от 6 до 11 лет: 19 + 3 (n — 5), от 12 до 16 лет: 5n – 20, где n - число лет ребенка.

Более точные оценки массы тела ребенка можно провести по таблицам.

Рост

Основным критерием физического развития ребенка является рост, так как эта величина наиболее стабильная и изменяется только в сторону увеличения. Во избежание терминологической путаницы уточним: термин «рост» применяют тогда, когда измерения проводят у ребенка, способного стоять, т. е. после 2 лет. В более раннем возрасте все измерения ребенка проводят лежа< поэтому приемлем термин «длина тела».

Длина тела новорожденных детей колеблется от 46 до 56 см, у мальчиков в среднем длина тела больше, чем у девочек. Недоношенными считаются дети, имеющие длину тела менее 45 см.

В первые два дня после рождения длина тела немного уменьшается за счет рассасывания родовой опухоли. Затем начинается увеличение.

Расчет длины тела ребенка до года производят исходя из квартальных прибавок. В I квартале ребенок прибавляет ежемесячно по 3 см, т.е. 9 см за квартал; во II квартале по 2,5 см за каждый месяц - 7,5 см за квартал, в III квартале по 1,5-2 см в месяц - 3,5-6 см за квартал, в IV квартале по 1,5 см за месяц - 4,5 см за квартал.

К 4 годам рост ребенка удваивается, к 12 годам - утраивается. После года рост замедляется, но отмечаются периоды его ускорения: у мальчиков в 4-5,5 лет, у девочек после 6 лет. Затем наступает второй период вытяжения: у мальчиков - от 13,5 до 15,5 лет, у девочек - от 8,5 до 11,5 лет.

Вытяжение за счет нижних конечностей происходит у мальчиков в 10-11 лет, у девочек в 8,5 и 11-12 лет. Рост прекращается у мальчиков в возрасте 17-25 лет, у девочек - в возрасте 16-25 лет.

Для ориентировочного подсчета роста детей можно использовать ряд формул.

1. В возрасте 4 лет ребенок должен иметь рост 100 см. В возрасте менее 4 лет его рост можно рассчитать по следующей формуле: 100 — 8 (4 — n), где n - число лет. В возрасте старше 4 лет рост будет равен: 100 + 6(n — 4).

2. Рост ребенка от 2 до 15 лет равен: 130 см (рост 8-летнего ребенка) – 7n (для детей моложе 8 лет) и 130 + 5n (для детей старше 8 лет), где n - число лет.

Изменение окружности головы

При рождении окружность головы ребенка в среднем равна 34 - 36 см. У детей до 6-месячного возраста окружность головы ежемесячно увеличивается в среднем на 1,5 см. К 6 месяцам она будет равна 43 см. В последующие месяцы (до 1 года) окружность увеличивается в среднем на 0,5 см. В возрасте от 1 года до 5 лет окружность головы ребенка в среднем увеличивается на 1 см в год. К 5 годам она будет равна 50 см. После 5 лет окружность головы ежегодно увеличивается на 0,6 см.

Изменение окружности груди

Окружность груди - параметр, отражающий изменения поперечных размеров тела. Окружность груди показывает степень развития грудной клетки, тесно коррелирует с функциональными показателями дыхания, развития мышечного аппарата грудной клетки подкожного жирового слоя на груди.

При рождении окружность грудной клетки ребенка обычно меньше окружности головы на 1-2 см и равна 32-34 см. В 4 месяца окружности головы и груди становятся примерно одинаковыми, а затем окружность грудной клетки увеличивается быстрее, чем окружность головы.

Ориентировочный расчет окружности грудной клетки у детей до 1 года можно провести следующим образом: окружность грудной клетки 6-месячного ребенка равна 45 см, на каждый недостающий месяц нужно вычесть 2 см, на каждый последующий месяц прибавить 0,5 см.

Окружность груди у ребенка в возрасте от 2 до 15 лет:

а) для детей до 10 лет: 63 — 1,5(10 — n), где n - число лет (до 10); 63 - окружность груди 10-летнего ребенка, см;

б) для детей старше 10 лет: 63 + 3 (n — 10), где n - возраст детей (старше 10), 3 - среднее увеличение окружности грудной клетки за год у детей старше 10 лет, см.

Изменение пропорций тела

С возрастом у ребенка меняются соотношения размеров различных частей тела. Так, постепенно меняется соотношение между высотой головы и длиной тела. Относительно стабильна длина туловища, во все возрастные периоды она равна 40% общей длины тела. Длина ног и верхней части лица у детей - наиболее динамичные величины, к тому же они являются чувствительными индикаторами возможных изменений пропорций тела.

В практике нашло применение определение соотношения между верхними и нижними сегментами тела. В первые недели жизни соотношение составляет (1,7-1,5): 1; в период пубертата оно равно единице.

С возрастом меняется и соотношение между длиной и поперечными размерами тела. Изменение этих параметров дает представление о гармоничности развития ребенка.

Поверхность тела

Во все периоды детства, и особенно на первом году жизни, отмечается закономерность: чем меньше ребенок, тем больше его относительная поверхность тела на 1 кг массы. Например, у новорожденного на 1 кг массы приходится 0,06 м2 поверхности тела, а у взрослого - только 0,02 м 2 .

Ориентировочно площадь поверхности тела 5 (м 2) ребенка любого возраста можно рассчитать по следующим формулам:

1.Для детей с массой тела от 1,5 кг и более:

S = (4M+7)/(M+90),

где М - масса тела.

В числителе М округляется до 0,25; в знаменателе - до 1 кг.

2. Для детей до 9 лет: площадь поверхности тела годовалого ребенка равна 0,43 м2, на каждый недостающий месяц от этой величины отнимают 0,02 м 2 , на каждый последующий год прибавляют 0,06 м2.

3. Для детей 10-17 лет:

где n - возраст ребенка, годы.

С возрастом меняется и соотношение площадей отдельных частей тела. Для детей старше года ориентируются на следующее соотношение («правило девятки»):

голова и шея - 9 %;

верхние конечности: каждая - 9 %; обе - 18 %;

нижние конечности: каждая - 18 %; обе - 36 %; туловище: передняя поверхность - 18 %; задняя поверхность - 18 %; общая поверхность - 36 %.

Методика антропометрических измерений

Длину тела у детей первых 2 лет жизни измеряют в положении лежа с помощью горизонтального ростомера, имеющего подвижную планку для ног. По длиннику ростомера нанесена сантиметровая шкала. Ребенка укладывают на ростомер спиной с выпрямленными туловищем и ногами, макушка касается неподвижной планки. При этом глазница и верхний край наружного слухового прохода находятся в одной горизонтальной плоскости. Подвижную планку ростомера плотно приставляют к пяткам. Расстояние между подвижной и неподвижной планками соответствует длине тела ребенка.

Рост ребенка старше двух лет измеряют на специальном ростомере с вертикальной планкой. При этом ребенок касается пятками ми, ягодицами, межлопаточной частью туловища и затылком вертикальной планки, на которую нанесены сантиметровые деления. Подвижная планка ростомера опускается на голову ребенка. При этом линия, условно соединяющая наружный угол глаза и слуховой проход, должна быть перпендикулярна вертикальной планке. Рост сидящего ребенка измеряют на ростомере со специальным сидением.

Массу тела измеряют на механических или электронных весах. Для детей до 2 лет вначале взвешивают пеленку, на которую кладут ребенка, а затем самого ребенка. Для определения массы ребенка из получаемого результата вычитают массу пеленки.

Для оценки физического развития детей используют табличные данные роста, массы тела, окружности головы и грудной клетки, соответствующие возрасту ребенка. При этом используют шкалы в 7 интервалах. Если какой-либо параметр укладывается в интервал от 25 до 75 центилей, то данный показатель расценивается (как средний, в пределах до 10 центилей - ниже среднего, а в пределах 75 - 90 центилей - выше среднего, от 10 до 3 центилей - низкий, а от 90 до 97 центилей - высокий. Показатели, выходящие за пределы 3 и 97 центилей, расценивают как патологические, как правило, свидетельствующие о каком-либо заболевании у ребенка.

Массу детей старше 2 лет измеряют утром натощак на специальных медицинских весах с точностью до 50 г. При этом ребенка максимально раздевают и вычитают из результата массу оставляемой одежды.

Масса тела является самым лабильным показателем физического развития. У детей 1-го года жизни чаще отмечают снижение массы тела (гипотрофию). Считают, что гипотрофия I степени возникает при снижении массы тела на 10-15% от среднестатистической, II степени - на 15-30%, III степени - более 30%.

При антропометрии окружность головы измеряют с помощью мягкой тканевой сантиметровой ленты. Ленту накладывают сзади по затылочной точке, спереди по надбровным дугам. Окружность груди измеряют при спокойном дыхании, на высоте вдоха и выдоха. Измерение производят сидя. Сантиметровую ленту накладывают сзади под нижние углы лопатки при отведенных руках. Затем руки опускают, и ленту проводят спереди на уровне сосков. У девочек с хорошо развитыми молочными железами сантиметровую ленту накладывают над молочными железами в месте перехода кожи с грудной клетки на железу.

При необходимости измеряют окружность живота, бедер, а также длину и поперечники ряда костных образований с помощью специальных циркулей. При этом определяют различные индексы физического развития.

Увеличение массы тела относительно роста на 15-25% называется паратрофией I степени, от 25 до 50 % - паратрофией II степени, более чем на 50 % - паратрофией III степени. Паратрофии диагностируют у детей 1-го года жизни. У детей старше 1-го года это явление называется ожирением, однако степени ожирения те же.

Недостаток развития подкожного жирового слоя у детей 1-го года жизни часто приводит к задержке роста. Параллельная задержка массы тела и роста называется гипостатурой. Гипостатуру следует отличать от низкорослости, связанной с особенностями конституции, наследственной предрасположенностью. Эту форму низкого физического развития называют гипоплазией.

Однако следует выделять группу малорослых детей с заболеваниями, сопровождающимися аномалиями костной системы: ахондроплазией, хондродистрофией, периостальной дисплазией, спондилоэпифизарной дисплазией и, наконец, карликовостью.

У детей встречается и высокорослость. Ее также следует разграничить на нормальную и патологическую. Различают высокорослость транзиторную и сохраняющуюся до конца периода вытягивания. Примером транзиторной высокорослости можно считать большой вес и рост детей, рожденных от матерей, больных сахарным диабетом. Иногда большой рост у детей связан с гиперфункцией щитовидной железы или надпочечников (адреногенитальный синдром).

Гигантизм у детей может быть связан с гиперпродукцией опухоли аденогипофиза соматотропного гормона.

Высокий рост у здоровых детей может быть конституционально обусловленным.

В большой степени физическое развитие детей зависит от условий жизни. Так, при дефиците некоторых пищевых ингредиентов (витамин А, цинк, иод и др.) физическое развитие замедляется. Наоборот, избыточность питания может ускорять биологическое развитие.

Режим дня также оказывает влияние на физическое развитие ребенка. Малоподвижность отрицательно сказывается на развитии костно-мышечного аппарата. Однако и усиленные не по возрасту нагрузки ведут к замедлению или остановке физического развития. Эмоциональное состояние ребенка также влияет на темпы физического развития, которые могут замедляться при превалировании отрицательных эмоций. Определенное воздействие на рост и развитие детей оказывают острые и особенно хронические заболевания.

В некоторых регионах земного шара на физическое развитие детей влияют факторы окружающей среды. Так, высокогорье обычно тормозит рост, а жаркий климат в ряде регионов, наоборот, способствует росту.

В 70-80 гг. XX в. в России и в ряде других стран наблюдалась акселерация - ускорение роста детей, а также наступление половой зрелости в более раннем возрасте. К 90 гг. эта тенденция уменьшилась.

Врождённые пороки развития челюстно-лицевой области у новорожденных, по данным Республиканского Перинатального Центра за 2010-2012 года.

дипломная работа

Пашковой А.В., 642 группы

Специальность: сестринское дело

Руководитель дипломной

работы Шикуло Н.И.

г.Улан-Удэ

Введение

Глава I. Теоретическая часть

1.1. Анатомо физиологические особенности

1.2. Структура

1.3. Этиология и патогенез

1.4. Наследственность и вредные факторы

1.5. Классификация по Женёву

1.5.1 Ращелина губы

1.5.2 Ращелина нёба

1.5.3 Ращелина нёба с ращелиной губы

1.5.4 Локализация

1.5.5 Форма

1.6 Классификация по К.А. Каламкарову

1.6.1 Аномалии развития зубов

1.6.2 Деформация челюстей

1.6.3 Сочетанные деформации челюстей

1.7 Клиническая картина

1.8. Диагностика

Возрастные показания к пластике верхней губы.

2.0 Диспансеризация детей с врождёнными ращелинами верхней губы и нёба

Глава II. Практическая часть

Введение

Актуальность темы:

Зубочелюстные аномалии являются одной из самых распространённых патологий челюстно-лицевой области. Врожденные пороки челюстно-лицевой области в связи с их частотой, тяжестью анатомических и функциональных нарушений, трудностью социальной адаптации пациентов, экономическими аспектами являются одной из важнейших проблем медицины. Интерес к этой проблеме возрос после того, как была показана возможность реконструкций любых пороков в этой области и полной социальной

адаптации больных.

Частота врожденных пороков развития в популяции является важной характеристикой состояния здоровья населения. В 1991 году в России пороки зарегистрированы у 18,7 на 1000 родившихся. Среди прочих пороков одними из самых частых являются поражения челюстно-лицевой области. Наиболее часто встречаются расщелины верхней губы и неба. В различных регионах их популяционная частота у новорожденных составляет от 1: 1000 до 1: 700 в год.

Тяжесть порока развития лица обусловливается не только внешней обезображенностью, выраженными функциональными нарушениями, социальной ущербностью ребенка в дошкольном и школьном коллективах, конфликтной напряженностью и негативным психологическим фоном в семье, но и тем, что деформация вызывает соматические расстройства, приводящие к торможению роста и недоразвитию детского организма в целом.

Цель: Изучить частоту и влияние экзо- и эндогенных факторов на формирование ВЧПЛО у новорождённых за 2010 - 2012 гг. по данным РПЦ.

Объект исследования: история развития новорожденного.

Предмет исследования: частота и причины ВПЧПЛО у новорожденных.

Цель исследования: теоретический и практический анализ частоты и причин ВПЧЛО у новорождённых.

– Изучить теоретический аспект ВПЧЛО у новорождённых.

– Разработать схему сбора информации из истории развития новорожденного.

– Обработать полученные данные. Сделать выводы, дать рекомендации.

Глава I Теоретическая часть

Анатомо - физиологические особенности

1.1.1.Анатомические особенности челюстно-лицевой области

Костный аппарат
Височно-нижнечелюстной сустав
Мышечный аппарат
Зубы
Пародонт
Слизистая оболочка полости рта
Секреторные органы челюстно-лицевой области
Крово - и лимфообращение в органах челюстно-лицевой области
Иннервация органов челюстно-лицевой области

1.1.2.Основные функции челюстно-лицевой области

Сенсорные функции челюстно-лицевой области
Основные понятия и характеристики сенсорной функции
Рецепторный отдел ротового анализатора
Проводниковый отдел ротового анализатора
Корковое представительство ротового анализатора
Представления о дентальной болевой чувствительности
Представления об организации эндогенных антиболевых системах мозга
Моторная функция челюстно-лицевой области
Акт жевания и рефлекторные механизмы его регуляции
Секреторные функции органов челюстно-лицевой области
Железы слюноотделения, состав слюны и ее функции
Рефлекторная регуляция слюноотделения
Рациональное питание в профилактике заболеваний органов челюстно-лицевой области.

Пропорции лица новорожденного и взрослого человека различны. В основном это определяется соотношением размеров мозговой и лицевой частей черепа. Голова новорожденного больших размеров и составляет 1/4 длины его тела, в 2 года голова равна 1/5, в 6 лет - 1/6, в 12 лет - 1/7 и, наконец, у взрослых - 1/8 длины тела.

У новорожденного кости свода черепа больше лицевого. Отчетливо выдающийся лобно-носовой валик и некоторое недоразвитие нижней челюсти характерны для лица новорожденного. Размер мозговой части черепа увеличивается значительно меньше, чем лицевой.

Объем лицевого скелета в течение 1-го года жизни составляет лишь 13% объема черепной коробки, к 8 годам возрастает до 18,3%, к 12 годам - до 21,4%, а во взрослом состоянии достигает в среднем 40%. Это определяет и изменение пропорций частей лица. По мере развития под влиянием функциональной нагрузки жевательных мышц и челюстей увеличиваются их объем и размеры по отношению к размерам других частей лица.

Рост лицевого скелета носит волнообразный характер.

Периоды активного роста: от рождения до 6 месяцев, от 3 до 4 лет, от 7 до 11 лет и от 16 до 19 лет. В эти периоды лицо увеличивается особенно значительно.

Патологические состояния (травма, остеомиелит, лучевые повреждения и т. д.), в результате которых имело место нарушение зон роста костей лица, особенно ярко выявляются в этом возрасте. Рост лицевых костей и окончательное формирование очертаний лица завершаются к 20-23 годам у мужчин и к 16-18 годам у женщин. Затем в течение некоторого времени форма лица почти не изменяется. Но по мере старения человека (примерно после 40 лет) появляются и становятся все более выраженными возрастные изменения лица.

Кроме понижения эластичности и тургора кожи, появления складок и морщин, постепенно изменяются контуры лицевого скелета. В первую очередь это связано с частичной, а затем и полной потерей зубов и атрофией альвеолярных отростков, в результате чего изменяются форма и соотношение челюстей, уменьшается высота нижнего отдела лица, подбородок становится заостренным, губы и щеки западают. Уменьшается прочность и толщина черепных костей. К глубокой старости череп теряет до 40% своего веса.

Структура

Этиология и патогенез

Клинико-генеалогический анализ семейного материала позволил обосновать гипотезу генетической гетерогенности несиндромальных форм врожденных расщелин верхней губы и неба, где около 38 % случаев относятся к категории « семейных», а 62 % - к «спорадическим»
Причины возникновения пороков челюстно-лицевой области до настоящего времени остаются недостаточно выясненными. Некоторые из них могут представлять собой одни и те же нарушения, степень различия между которыми зависит от времени воздействия тератогенного фактора. Наследственная природа челюстно-лицевых аномалий - наиболее частое явление и рецессивно связано с хромосомой X ,но также может быть вызвано аутосомально-

доминантной наследственностью.
Была создана теория мезодермального проникновения Флейшмана-Во. По этой теории формирование среднего отдела лица происходит на 4-6 недели эмбрионального периода в результате неравномерного дифференцированного роста мезенхимы под эпителием эктодермальной закладки лица.

На поверхности лица скопления мезенхимы выявляются в виде выпячиваний эктодермальных валиков, разграниченных эпителиальными складками-«бороздками». По мере пролиферации мезенхимы «бороздки» сглаживаются, валики сливаются, образовавшиеся массы мезенхимы дифференцируются в структуры соответствующих областей лица.
Согласно этой теории формирование среднего отдела лица тесно связано с первичным небом - участком тканей. расположенным между первичной носовой полостью и первичной полостью рта. Этот участок формируется путем слияния (фактически склеивания) верхнечелюстного и медиально-носового валиков, при этом эктодермальный слой («эпителиальная стенка») на месте слияния (склеивания) должен прорасти мезенхимой. Мезенхима его прорастает на 6-й неделе эмбриогенеза. Если этого не произойдет или прорастание будет неполным,то эктодермальный слой в дальнейшем разрушается как любая эмбриональная мембрана, образуется полная или частичная расщелина верхней губы и альвеолярного отростка.

Проведя исследование на эмбрионах 4,5-7 нед, Р.Д. Новоселов подтвердил теорию мезодермального проникновения и обосновал термин «расщелина» верхней губы. Было установлено, что развитие первичного неба тесно связано с формированием не только верхней губы и альвеолярного отростка, но также носа и резцовой части верхней челюсти. Кроме расщелин губы, возникают деформации носа, дефекты альвеолярного отростка, происходят недоразвитие верхней челюсти, дисфункция мышц приротовой области. Отмечено,что уже в антенатальный период порок развития средней части лица и сопутствующие ему деформации полностью сфомированы.
Органо- и морфогенез челюстей у плода может нарушиться под влиянием наследственного воздействия на эмбрион перенесенных родителями заболеваний (эндокринные и обменные нарушения в организме матери, инфекционные болезни, радиоактивное облучение, отравление лекарственными препаратами при беременности, заболевания крови), а также вследствие физиологических и анатомических нарушений половых органов матери и неправильного положения плода.